Провисшая цепь бьет о перо даже при малейших неровностях, досаждает задумчивостью при переключениях и браво изнашивает остальные компоненты трансмиссии. Это на многоскоростном, например, горном велосипеде. На городском синглспиде приспущенная цепочка так и норовит спрыгнуть со звезд. И хорошо, если она не даст клина. Когда уместно натяжение цепи, а когда нет, как ее натягивать на разных байках – об этом и не только рассказывает редакция Autobann.
О чем говорит длина цепи
Увеличение длины уже поезженной цепочки объясняется тем, что пины расточили свои посадочные места. Явление начинает свою историю с первых километров эксплуатации изделия и достигает критически важного значения по истечении нескольких сотен км. На горном велосипеде часть допустимого удлинения выбирает задний переключатель, на синглспиде приходится подтягивать вручную.
Важно не пропустить момент критического растяжения цепи. Если для односкоростного велосипеда данное высказывание носит рекомендательный характер, то для спортивного – это правило, которое нельзя нарушать. Дело в том, что переступив «критику», цепь начинает вытачивать звезды и, прежде всего, задние. Отсюда жалобы на перескакивание цепи и прочие неполадки.
Итого стоит помнить одно: бывшую в эксплуатации цепь горного велосипеда не натягивают – ее безвозвратно утилизируют. Если нужен ориентир, то приемлемые цепи вроде Shimano и Sram бегают порядка 1 500 км. В случае с именитым Campagnolo этот показатель доходит до 2 500 км.
А лучше всего – следовать культу измерения длины цепочки. Сложнее всего сделать это рулеткой, точнее – штангенциркулем, быстрее – специальным калибром 0,75/1%. Результат замера точно поставит диагноз текущей связке. К слову, выводов можно сделать массу:
- Растяжение более 0,75%, но менее 1% — самое время заменить цепочку.
- Износ более 1% — смене подлежит не только цепь, но и кассета.
- Быстро прогрессирующий износ новой цепи – замена всей трансмиссии.

Отсюда вывод такой: термин «натяжка» актуален только для односкоростного велосипеда. На спортивном байке поднатяжка сопряжена с установкой новой цепи и заключается несколько в подтяжке, сколько в подборе правильной длины цепи именно для вашей трансмиссии. Выполняется один раз, до следующей плановой замены цепочки.
Как подтянуть цепь на синглспиде
Первым спутником многих велосипедистов наверняка была простенькая Десна, Кама или что-то вроде них. Примитивная конструкция, копеечные запчасти, понятная механика привлекали внимание мальчишек не только к процессу катания, а и к ремонту. Что-что, а ремонтопригодность у таких моделей превосходная: сложные съемники и фигурные ключи не требуются по определению, а для того, чтобы разобрать велотехнику до винтика, достаточно пары «семейных» ключей.

Это лишний раз доказывает, что в синглспиде многое интуитивно понятно. Например, прорези в задних перьях рамы. Легко догадаться, что они позволяют сместить колесо по отношению к раме. Несложно предположить, что вместе с осью перемещается и звезда. Цепь же в это время либо натянется, либо ослабнет. Вот и весь принцип натяжки.
Замечание! Не перетягивайте цепь. Она должна с легкостью прогибаться при нажатии пальцем.
Подбираем правильную длину цепи на многоскоростном велосипеде
Азы и детали подбора цепей для многоскоростного велосипеда уже изложены в соответствующем материале. Вспомним, что от количества звезд в задней кассете зависит толщина цепочки, а точная длина определяется по заводскому экземпляру путем пересчета количества звеньев.
Впрочем, есть и иные индикаторы оптимальной длины цепи:
- Переместить цепочку на самые большие звезды спереди и сзади. Оттянуть цепку внизу передней звездочки к переднему колесу до упора (пока задний переключатель не упрется в ограничитель). Два лишних звена свидетельствуют о том, что с длиной все в порядке.
- Установить велоцепь на самую маленькую звезду сзади и самую большую – спереди. Линия, проходящая через ось заднего колеса, и оси роликов заднего переключателя должна быть перпендикулярна дороге.
Укоротить цепочку можно за счет удаления лишних звеньев. Для этого потребуется специальный инструмент – выжимка. Принцип работы приспособления состоит в выдавливании пина, соединяющего звенья цепочки. От этого звенья распадаются и лишний отрезок можно свободно удалить.

При использовании цепной выжимки важно помнить о главных правилах:
- Звенья удаляются парами. Необходимо исходить из того, что в итоге на одном из концов должна быть наружная часть, а на другом – внутренняя часть.
- Жестко фиксируйте сцепляемое звено. Несоосность пинов и отверстий допускать нельзя.
- При сборке цепи на велосипеде подожмите задний переключатель к раме. Цепь ослабнет и процесс запрессовки пройдет на раз.








