Здесь, на Великом Белом Севере, мы кое-что знаем об эксплуатации автомобилей в холодную погоду. А уж зачем электрический предпусковой подогреватель двигателя известно многим. Этот приборчик позволяет прогреть двигатель зимой без его запуска, что, в свою очередь, помогает без проблем завести ДВС. И мы сегодня с вами сделаем такой подогрев.
Ох, уж эти морозы…
Подогреватель блока цилиндров — это электрическое устройство, устанавливаемое на мотор, с нагревательным элементом, предназначенным для предварительного нагрева перед запуском в очень холодную погоду.
Все ДВС испытывают трудности с запуском в мороз, поскольку смазочные масла густые и вязкие, а допуски между деталями жёсткие. Холодный запуск вызывает повышенный износ плохо смазанных деталей и перегрузки уплотнений и прокладок.
В частности, дизельные двигатели крайне тяжело или вообще невозможно запустить при низких температурах по причине значительно более высокой степени сжатия. Дизельные грузовики и другая техника, работающая на Крайнем Севере, часто работают круглосуточно в зимние месяцы, чтобы избежать риска повреждений, которые могут возникнуть при повторном запуске в условиях экстремально низких температур.
Кроме того, помимо облегчения запуска и увеличения срока службы предварительный прогрев двигателя даёт несколько преимуществ:
- Воздух в салоне будет прогрет гораздо быстрее, что особенно приятно холодным зимним утром. Другими словами, прогреть салон – это плюс в копилку зимних заморочек.
- Сокращает расход топлива. Поэтому любой двигатель может выиграть от предварительного прогрева.
- Уменьшается время выхода авто на рабочую температуру.
Виды подогревателей
Существует четыре основных типа подогревателей двигателя, работающих от стандартного переменного тока напряжением 220 В и оснащённых нагревательным элементом мощностью 250–600 Вт. Некоторые из них лучше подходят для двигателя вашего авто, некоторые – хуже.

Предпусковой подогреватель блока цилиндров двигателя авто
Они обычно устанавливаются непосредственно в отверстие в блоке двигателя, как правило, заменяя заглушку (иногда ошибочно называемую предохранителем от заморозки). Отверстия для пробок оставляются в БЦ двигателя во время литья в песчаные формы, обычно открывая доступ к внутренним рубашкам охлаждения. Сами заглушки устанавливаются на заводе.
Такую заглушку можно снять с блока, а отверстие использовать для установки электрического подогревателя двигателя для предварительного нагрева охлаждающей жидкости перед запуском в мороз. Рядные четырёхцилиндровые двигатели, включая дизельные, хорошо работают с такими нагревателями блока.
Встроенные нагреватели охлаждающей жидкости
Встречаются двигатели, которые не имеют заглушек, поэтому требуют нагревателя, который можно установить в шланг охлаждающей жидкости. По сути, это короткий участок шланга охлаждающей жидкости, который снимается, а нагреватель устанавливается на его место. Прибор по своему принципу чем-то напоминает проточный подогрев дизтоплива.

В идеале нагреватель должен располагаться низко, чтобы обеспечить восходящий поток нагретой охлаждающей жидкости, в то время как холодная ОЖ опускается вниз для последующего нагрева.
Есть также устройства, которые заменяют масляный щуп двигателя длинным нагревательным элементом для предварительного нагрева масла в поддоне. Разумеется, их снимают перед запуском двигателя. У меня нет опыта работы с такими щупами, и я слышал о ранних отказах.
Другие варианты
При отсутствии таких обогревателей двигатель можно предварительно прогреть, поместив галогенную лампу под масляный поддон или блок двигателя на несколько часов перед запуском, или даже мощную лампу накаливания.
Неплохие результаты показали подогреватели топливного фильтра, особенно, когда обогревать оба фильтрующих элемента – тонкой и грубой очистки. Эффективен подогрев дизельного топлива с последующей депарафинизацией при помощи проточных электронагревателей топлива.
Отзывы автомобилистов указывают ещё на один вариант – фильтр-сепаратор с электронагревательной системой. Выбор такой продукции сейчас широк, а с монтажом справится даже начинающий автовладелец. При выборе сепаратора следует учитывать параметры мотора вашего авто.

Самостоятельная установка электрического подогревателя в блок цилиндров двигателя
Для дизельных двигателей наилучшим выбором является нагреватель БЦ с сердечником. Для наиболее равномерного нагрева подогреватель следует устанавливать в центральном отверстии пробки. Эту работу, пожалуй, лучше всего выполнять одновременно с заменой охлаждающей жидкости, поскольку она требует слива.
Начните с отсоединения нижнего трубопровода охлаждающей жидкости, чтобы слить систему охлаждения.

Очистите область вокруг заглушек, расположенных сбоку блока цилиндров, сразу под выпускным коллектором. С помощью молотка и узкого зубила или старой отвёртки пробейте паз в одной из заглушек, а затем извлеките её из блока.

В качестве альтернативы, я видел, как заглушки снимали с двигателей других марок, просто используя молоток и выколотку. По внешнему краю заглушки наносится сильный удар, чтобы повернуть ее в отверстии, затем заглушка захватывается большими плоскогубцами и вытаскивается. Будьте осторожны, чтобы не выбить пробку в водяную рубашку. После того, как заглушка будет извлечена из блока, очистите края отверстия.
Отсоедините шнур питания от нагревательного элемента и нанесите немного силиконовой смазки на уплотнительное кольцо. Вставьте элемент в отверстие, убедившись, что нижняя петля медного элемента направлена вниз, к нижней части блока цилиндров. Начните затягивать центральный винт нагревательного элемента, чтобы раскрыть лепестки внутреннего фиксатора-«бабочки», периодически покачивая весь элемент, чтобы убедиться, что он плотно сидит в отверстии. Продолжайте затягивать до плотного прилегания, но не перетягивайте и не срывайте резьбу.

Подключите шнур питания к нагревательному элементу и аккуратно проложите его вдоль шасси автомобиля или кронштейнов крепления двигателя до удобного места для подключения внешнего удлинителя к штепсельной вилке. Надёжно закрепите шнур питания по всей длине кабельными стяжками, следя за тем, чтобы он не запутался в движущихся деталях двигателя или подвески.

Подсоедините шланги охлаждающей жидкости и заправьте систему, удалите из неё воздух, как обычно. Проверьте наличие утечек вокруг недавно установленного нагревателя блока цилиндров.
Использование блочного нагревателя
В зависимости от состояния вашего двигателя и его способности к холодному пуску, перед запуском при отрицательных температурах может потребоваться некоторое время для прогрева. Для полного прогрева чугунного блока цилиндров весом 136–180 кг в холодную нужно 3–4 часа.
Поэтому подключите подогреватель к источнику питания с автоматическим выключателем через программируемый таймер, рассчитанный на потребляемую мощность 250–600 Вт. Таким образом, подогреватель начнёт работать за несколько часов до запуска и будет готов к запуску.








