Добротный переключатель, триггерная манетка с приятным едва тугим ходом и трос, протянутый через рубашки с антифрикционным покрытием – вот слагаемые успешной работы трансмиссии велосипеда. Нарушения в работе одного из трио влекут за собой неизбежное ухудшение качества переключения передач. Особняком стоит деталь, в которой, на первый взгляд, и ломаться нечему – трос переключения передач. Азы замены, роль устройства в профилактике трансмиссионной системы, и что делать в аварийном режиме, когда тросик оборвался – отвечает редакция sevcabel-ksb.ru.
Почему тросик нуждается в регулярной замене
Абсолютно любой трос вытягивается, читай, удлиняется – это факт. Именно по этой причине мы периодически подтягиваем его, восстанавливая четкость перебора звёздочек. Однако продолжается это не бесконечно. В процессе растяжки сечение тросика в некоторых местах уменьшается и риск обрыва растет.
Нельзя исключать и внеплановые неисправности. Это изломы, расплетения волокон и коррозия. Заломы препятствуют свободному ходу тросика по рубашке, отчего возрастает усилие на манетке переключения передач. Расплетенное изделие значительно уступает в прочности цельному, повышая риск обрыва. Коррозия же нарушает плавность хода, и снижает прочность изделия.
Как выбрать новый трос переключения передач
Не покупайте дешевое изделие неизвестного производителя – вот и вся наука при выборе стального каната. Достойный уровень – это волокна из нержавеющей стали. Приятный, но не обязательный, бонус – какое-нибудь антифрикционное покрытие, нанесенное поверх металлической части. Это может быть PTFE или что-то подобное.

Что еще необходимо попутно заменить, так это рубашки. Тут наука посложней – существуют два типа оплеток:
- SIS (витая оболочка).
- SIS-SP (оболочка из прямых металлических волокон).
Отличия в конструкции более, чем заметны. Пружинная оболочка при переключении играет, то и дело меняя свою длину. Это определенно плохо, поскольку «гуляющий» тросик никогда не будет точно двигать переключатель, читай, четко переключать передачи. Этого недостатка лишены продвинутые SIS-SP, рубашки, не изменяющие свою длину при переключениях.
Оболочки тросов – это еще и неотъемлемый атрибут декора велосипеда. Некоторые производители это учли и предлагают различную палитру наружного слоя. В остальном, приоритет – за моделями с антифрикционным напылением рабочей зоны.
Идеальная покупка – комплект рубашка + трос. Такие инсталляции выпускает та же Shimano. Что до производителей в принципе, то в почете:
- SRAM
- Shimano
- Clarks
- Campagnolo
- Jagwire
За чем точно не стоит гоняться, так это за смазками для тросиков. Смазывать трос категорически воспрещено. Это чревато быстрым загрязнением рубашки песком, пылью и грязью, отчего пострадает четкость и плавность переключения передач. А вот алюминиевый наконечник прикупить не помешает.

Как заменить тросик переключателя
Обычная эксплуатация полупрофессиональной техники предполагает, что к 5 000 км стальной канат растягивается до критической величины и его лучше заменить. В пересчёте на года это должно происходить раз в четыре-пять лет при езде «по делам».
Для рокировки понадобятся вспомогательные инструменты. Это отвёртка с насадкой, подходящей для винтов крепления крышки корпуса манетки. Ведь с закрытой крышкой замену произвести не удастся. Ещё необходим ключ для высвобождения троса на переключателе. Он фиксируется либо гайкой, либо винтом под шестигранник.
Не помешают бокорезы, зубило, молоток и наковальня. Они помогут культурно обрезать лишний трос и зафиксировать наконечник на его конце, чтобы не допустить расплетения волокон. К слову, расплести волокна на этапе установки проще простого. Достаточно некачественно обрезать или лихо вдеть изделие в рубашку, как изделие придет в негодность.
Верх совершенства – обработать обрезанный тросик на заточном станке. Очертания обрезанного конца приобретут вид, максимально приближенный к заводскому. К слову, с завода достойные модели идут с запаянными концами.
При замене рекомендуется придерживаться следующих действий:
- Переключить цепь на самую маленькую звезду сзади и спереди.
- Открутить крышку манетки.
- Отвернуть болт крепления троса на переключателе.
- Вынуть тросик через манетку.
- Сменить рубашки.
- Примерить стальной канат и обрезать лишнее.
- Одеть трос.
- Зафиксировать металлическое изделие на переключателе.
- Установить крышку на манетку.
- Отрегулировать перекидку.

При установке новых рубашек важно правильно оценить их длину. Трос не должен заламываться, не должно быть и лишнего «запаса». Лучший вариант – отрезать по снятой с велосипеда заводской рубашке. Если это невозможно, то руководствуйтесь простым правилом – наконечник оболочки должен соосно входить в прилив на раме. Отклонения от параллельности осей недопустимы – трос будет переломлен, в результате чего быстро износится, а плавность хода сойдет на нет.
Процедуру регулировки заднего переключателя, как и технологию настройки переднего переключателя мы подробно описывали. Повторять все шаги не обязательно, достаточно поработать с регулировочным барабаном, расположенным возле дерейлера или в манетке. Здесь важно помнить, что барабан не должен быть сильно выкручен, иначе пострадает четкость переключения передач.
Учитывая это, болт крепления троса возможно вновь придется отвернуть, чтобы натянуть его в пределах небольшого хода регулировочного барабана. Чтобы подтянуть тросик в заднем переключателе, достаточно немного нажать на рамку и закрутить болт без лишнего напряжения.
Трос переднего переключателя оборван. Что делать?
При несвоевременном обслуживании первой выходит из строя передняя трансмиссия. По усилию на манетке понятно, что это узел более высоконагруженный, нежели задний пакет скоростей. А значит пик вероятности обрыва наступает раньше, чем сзади.
Поскольку происходит это чаще вдали от дома, возникает закономерный вопрос: а можно ли продолжить движение. Отвечаем – можно! А при некоторой сноровке – даже без особых потерь в скорости передвижения.
Итак, при обрыве троса спереди, переключатель автоматом переходит на самую маленькую звезду. Так происходит, если винт Low (L) при монтаже перекидки был отрегулирован как следует. Иначе цепь слетает на раму. Впрочем, покрутив этот же винт, можно переместить рамку так, чтобы в ходу была вторая (средняя) звездочка. Это позволит двигаться в аварийном режиме заметно быстрее.








