Для чего нужен нейтрализатор каталитических газов и можно ли ездить без него?

Эксплуатация

Каталитический нейтрализатор – это часть выпускной системы авто. Целесообразность этого узла уже давно яростно обсуждается на всех автомобильных форумах. Попробуем разобраться, зачем автомобилю катализатор, или же лучше его удалить и не заморачиваться?

Ему уже почти 70 лет…

Некто Юджин Гудри изобрёл нейтрализатор в США ещё в 1956 году. В 30-х годах он занимался каталитическим крекингом нефти в целях получить высокооктановый бензин. Гудри добился получения топлива с октановым числом 100 уже ко Второй мировой войне. Это дало союзникам существенное преимущество в воздухе – немцы делали бензин только с числом 90.

Топливо с высоким октановым числом давало две возможности:

  • Большую устойчивость к появлению детонации мотора.
  • Позволяет конструировать двигатели повышенной мощности с турбонаддувом и высокой степенью сжатия в цилиндрах.

нейтрализатор каталитических газов
Исследования Гудри показали, что выхлоп угарных газов крайне вреден для здоровья. Он собрал катализатор двигателя автомобиля, который превращал выбросы в воду и углекислый газ. Конструктив состоял из керамических перфорированных дисков, через отверстия проходят выхлопные газы.

Плоскость проходного сечения обрабатывалась смесью из оксида алюминия и наночастиц платины для обеспечения процесса окисления при рабочей температуре катализатора. Но срок службы узла был невысокий из-за загрязнения свинцом из этилированного бензина, и автор не смог решить проблему.

К катализаторам вернулись только в конце 20 века, поскольку от этилированного бензина отказались. Теперь они также обеспечивают и эффективную работу мотора.

Устройство нейтрализатора каталитических газов автомобиля

Появилась необходимость замены нейтрализующего узла? Значит, стоит обследовать двигатель и систему впуска. В самом нейтрализаторе нет никаких движущихся деталей, его задача – накапливать кислород и затем отдавать его, когда это нужно для преобразования вредных выбросов в низкотоксичные соединения за счёт химической реакции.

удалять ли катализатор на автомобиле
Катализаторы имеют несколько блоков из стали или керамики, в зависимости от системы впуска. Они обладают низкой степенью противодавления, поэтому не влияют на мощность силового агрегата. Так что делать пламегаситель вместо катализатора – занятие на ваше усмотрение.

Есть мнение, что стальные каталитические блоки имеют больший ресурс по сравнению с керамическими. Но последние дают небольшую массу всему изделию и уже способны работать длительный срок. Единственный их минус – хрупкость, они часто ломаются от ударов.

Зато на стальном блоке при термических нагрузках каталитический слой отслаивается, и нейтрализатор каталитических газов теряет свою эффективность.

Условия для работы катализатора

Для функционирования устройства нужно выполнение двух условий:

  1. Тепло.
  2. Оптимальный состав топливовоздушной смеси.

Сейчас многие производители ставят катализатор в выпускном коллекторе мотора, это, так называемый, катколлектор. При прогреве ДВС он быстро набирает рабочую температуру и гарантирует очистку выхлопных газов, пока не прогреется до 300°С основной нейтрализатор, установленный дальше по системе выхлопа.

Соотношение топливовоздушной смеси стоит на контроле у электронных систем с использованием лямбда-зондов и других датчиков. Иногда автомеханики делают обманку катализатора, которая эмулирует работу зонда и держит ЭБУ в нормальных рабочих условиях.

зачем автомобилю катализатор
Если блок управления фиксирует, что параметры датчиков вышли за пределы допустимых значений, то двигатель переходит в аварийный режим. Теперь он работает на обогащённой смеси, когда горючее полностью не сгорает. Это может закончиться расплавлением каталитического блока, т.е. распространённой поломкой, влекущей выход нейтрализатора из строя.

Виды нейтрализаторов и причины их поломки

На бензиновых моторах применяют трёхкомпонентный катализатор TWС с кислородными датчиками. Здесь платина или палладий с родием нанесены на рабочую поверхность. На прогретом двигателе ЭБУ через показания лямбда-зонда регулирует баланс топливовоздушной смеси.

Двигатели на солярке другое дело – они работают на обеднённой смеси, поэтому восстановительной реакции в трёхкомпонентной конструкции происходить не будет. Здесь используют двухкомпонентные DOC с платиной или палладием. Поэтому нельзя ставить трёхкомпонентный нейтрализатор обработки каталитических газов на дизельный мотор.

каталитический нейтрализатор выхлопных газов

Основные причины неисправностей

В катализаторе реакции всегда происходят с выделением тепла. Первый его враг – несгоревшее топливо. Узел штатно работает при температуре 500-950°С, воспламенение бензина – 250°С, т.е. на разогретых сотах оно сразу же воспламенится.

Виталий Проскурин
Виталий Проскурин
Инженер-механик по ремонту ДВС
Градус горения топлива – около 1850°С, а это намного выше, чем температура плавление керамики каталитического блока. Если сюда добавить выделение тепла в процессе реакции, то нередкий факт расплавленного нейтрализатора становится понятен. Топливо обычно попадает в него из-за низкой компрессии в цилиндрах или при нарушении противодавления в системе впуска.

Загрязнение субстрата

Моторное масло может проникнуть в камеру сгорания, где в итоге получим твёрдую золу. Попадая на рабочую поверхность катализатора, газы прекращают с драгоценными металлами, а стало быть, очистки не будет.

Утечка охлаждающей жидкости заканчивается похожим результатом. Кристаллы солей дают такой же эффект, как и масляная зола. Узел теряет пропускную способность, что ведёт к потере мощности ДВС вплоть до аварийной остановки.

загрязнители выхлопных газов каталитического нейтрализатора автомобиля
Ещё несколько причин поломки нейтрализатора автомобиля

  • Внешнее физическое воздействие на нейтрализатор заканчивается структурными повреждениями и потерей работоспособности.
  • Продолжительная работа мотора на холостых оборотах – в холодное время несгоревшее топливо будет накапливаться в катколлекторе, что приводит к расплавлению субстрата.
  • Некачественное горючее содержит тетраэтилсвинец, который оседает на сотах катализатора.

Удалять ли катализатор на автомобиле: варианты решений

Не стоит спешить и ставить пламегаситель вместо нейтрализатора, обманки лямбда-зондов и перепрешивать ЭБУ. К сожалению, практика давно уже известно в России, виной тут и цена устройств очистки выхлопных газов, так и доступностью оригинальных изделий.

Потом, удаление противозаконно, за что следует административная ответственность. Увеличение токсичности выхлопных газов происходит многократно.

удаление катализатора цена
Пламегаситель обладает меньшим сопротивлением, из-за чего повышается шумность выхлопной системы, а также падению противодавления в ней. Чаще всего это ведёт к перерасходу топлива, а перепрошивка ЭБУ может закончиться поломкой элементов мотора и выпускной системы.

Практика показывает, что покупать дорогой оригинальный нейтрализатор не обязательно. Есть возможность, например, купить ремонтный универсальный каталитический нейтрализатор. Важно только правильно выбрать производителя из числа поставщиков на автозавод.

Оцените статью
sevcabel-ksb.ru
Добавить комментарий