Почему аккумулятор восстанавливается в тепле после мороза

Эксплуатация

Автомобильный аккумулятор может работать при минусовых температурах – это факт. Однако мало кто задумывается, как тяжело автомобильной батарее запустить двигатель промерзшего автомобиля морозным утром. Лето и зима для АКБ – не одно и то же, а два кардинально разных режима работы. В чем разница и почему отогрев аккумулятора зимой возвращает ему работоспособность – рассказывает редакция sevcabel-ksb.ru.

Что не так с автомобильной аккумуляторной батареей зимой

Устройство аккумулятора знакомо всем: условно – это две пластины, помещенные в банку с электролитом. Плюсовой электрод выполнен из диоксида свинца, а минусовый – из свинца.

Электролит – это смесь воды и серной кислоты, обычно в соотношении 65% на 35%. Когда аккумулятор разряжается – выделяется вода, когда заряжается – повышается концентрация кислоты.

Температурная чувствительность АКБ обусловлена тем, что электролит меняет свои свойства в зависимости от температуры окружающей среды. Вот реальные факты:

  • При понижении температуры на 1°C ниже -18°C вязкость электролитической жидкости повышается на 16%, а удельное сопротивление – на 15%. А это прямым образом влияет на емкость.
  • На крепком морозе емкость электролита падает на 4% при каждом понижении температуры на 1°C.
  • В промежутке от -30 до -40°C заметно замедляется скорость реакции ионов электролита, а сопротивление возрастает в 2,7 раз.
  • Ниже -40°C электролит замерзает, и аккумулятор вовсе перестает работать.

Перейдем от теоретических цифр к реальным. Так у аккумулятора, будь-то обычный, EFB или AGM, при -10°C емкость составляет 80% от величины, указанной на корпусе изделия. При -20°C – 65%, а при -30°C – уже 50% от заявленной емкости. И это в условиях, когда при понижении температуры наоборот требуется большая емкость и пусковой ток, нежели летом. Ведь моторное масло теряет в вязкости и сопротивление вращению коленвала растет.
восстановится ли аккумулятор в тепле после мороза

В северных регионах потерю емкости смягчают, добавляя кислоту в электролит (повышают ее концентрацию). Тогда батарея замерзает после -50°C, а до -30°C емкость теряется не так стремительно. Однако жителям регионов с жарким летом проделывать такой фокус нежелательно: при плюсовых температурах кислота может разъесть электроды и аккумулятор придет в негодность.

Как отогреть аккумулятор зимой

Секрет отогрева состоит в том, что теплая АКБ даже без подзарядки способна запустить холодный двигатель. При этом способ отогрева значения не имеет, главное, чтобы температура изделия повышалась плавно. Резкие перепады температур плачевно сказываются на состоянии батареи и способны вывести ее из строя.

Иногда аккумулятор даже не приходится снимать с автомобиля. К примеру, когда наступает оттепель: утром температура -20°C, днем +2°C. Утром подсаженная АКБ была бессильна, а днем свободно запустила двигатель. И закономерно: емкость стала выше, а моторное масло – жиже.

Вышеописанный случай – чаще случайность, подмеченная неопытными водителями. Опытные автомобилисты действуют иначе: батарею обязательно заносят в тепло и дальнейший сценарий зависит от того, как скоро необходимо ехать. Если поездку можно отложить до вечера или утра следующего дня, то все банально:

  1. Поставить источник питания не ближе, чем на метр от батареи.
  2. Оставить аккумулятор в зоне действия обогревателя, соблюдая ту же дистанцию в 1 метр.

Поторопить процесс разморозки можно. Для этого понадобится таз с теплой водой или фен. Отогрев водой ведется постепенно, в три подхода:

  • Промерзшую АКБ поместить в таз с холодной водой. Температура водопроводной воды составляет около 10°C, чего достаточно для отогрева батареи, только что побывавшей на улице при -20°C. При этом важно обезопасить внутренности изделия от попадания воды: достаточно не превышать уровень в ¾ от высоты батареи.
  • Процедура №2 производится при температуре воды +20-25°C. Правила те же.
  • Третий подход – поместить батарею в ванну с водой +40°C.

сколько подзаряжается аккумулятор
Время каждого подхода – не более 0,5 часа. По окончании процедур необходимо тщательно просушить корпус АКБ. Фен применять не желательно, в приоритете – естественная сушка у радиатора отопления.

Альтернативные варианты

Отогревание автомобильного аккумулятора феном – технология попроще. Достаточно укутать батарею в одеяло и постоянно двигая феном прогревать одеяло. Под покровом сформируется теплая среда и электролит нагреется. Операцию даже можно выполнять в гараже с подведенным электричеством.
замерз электролит в аккумуляторе
В заключение поговорим о современном способе подогрева АКБ. Многие автолюбители предпочитают зимой упаковывать батарею в термокейс. Действенность обычного термокейса без подогрева сводится к нулю и даже к отрицательному эффекту, добивая батарею раньше положенного срока. А срок службы автомобильной АКБ, как известно, величина размытая, напрямую зависящая от условий ее эксплуатации. Термоящик с подогревом – технология рабочая и оправдывает себя при отрицательных температурах.

И напоследок. Если батарея все-таки оказалась разряженной, то используйте один из способов запуска автомобиля с севшей АКБ и обязательно выясните причину разряда.

Оцените статью
sevcabel-ksb.ru
Добавить комментарий