Короткие поездки, морозная стужа, продолжительные простои изматывают аккумулятор. Чтобы он прослужил заложенные 5-7 лет, потребуется профилактика. Ее цель – не только классическая подзарядка током 10% от емкости. Неплохо бы произвести легкую десульфатацию и 2-3 раза в сезон «добить» потенциал до 100%. Это основные функции, а за какие стоит заплатить еще?
- Что должно быть в заряднике: как правильно выбрать новое зарядное устройство для аккумулятора автомобиля любой марки
- «Автомат» или режим ручной регулировки параметров
- Функция десульфатации
- Под нагрузкой: возможность пуска двигателя
- Лампы или стрелки: контрольные приборы
- AGM и мороз: дополнительные режимы зарядки
- Полезные опции
- Эксплуатационные важности
- Оптимальные модели: какое зарядное устройство выбрать для современных АКБ с полным комплексом обслуживания
- Рейтинг автоматических ЗУ
- Рейтинг ручных ЗУ
- Осторожно, подделки
Что должно быть в заряднике: как правильно выбрать новое зарядное устройство для аккумулятора автомобиля любой марки

Главный ориентир – вид и параметры батареи, с которой изделие будет работать. Это о том, как проверить АКБ: необходимо знать нормативные величины (режимы зарядки). Значение имеют:
- Вольтаж: 12 или 24 В.
- Емкость, определяющая рабочие предельные токи. Для восстановления полностью разряженной батареи ЗУ должно развивать ток около 10% от цифры в A*h.
- Предельное рабочее напряжение, которое указано в паспорте. Если документ утерян – определить класс, к которому принадлежит устройство (AGM, EFB, кальциевый). Допустим у обычных свинцово-кислотников и ЕФБ стандартный предел – 14,4 В, а у АГМ – 14,8 В.
«Автомат» или режим ручной регулировки параметров
Единой рекомендации в том, какое выбрать зарядное устройство для АКБ, нет. Зная в совершенстве технологию обслуживания, фокусироваться стоит на приборах с крутилками или внешним управлением посредством Wi-Fi. Непрофессионалу подойдет вариант с автоматическим выбором тока и напряжения. В процессе зарядки эти величины динамически меняются.
Дальновидным автовладельцам – несколько советов:
- «Автомат» подходит только для ежемесячной подзарядки аккумуляторов, разряженных максимум до 50%.
- Дорогостоящие программируемые устройства с функциями восстановления лучше приобретать для группового пользования.
- Если в перспективе запланировано подробное изучение аккумуляторной тематики, выбор стоит делать в пользу автоматических микропроцессорных приборов с возможностью программирования.

Функция десульфатации
Одной надписи недостаточно. Откройте инструкцию и посмотрите на график и условия работы в десульфатирующем режиме, он должен быть полностью автономным. Кроме этого приветствуется:
- Возможность осуществлять контрольно-тренировочные циклы (КТЦ – разряд-заряд).
- Предустановленная разрядная нагрузка или клеммы для ее подключения.
- Защита от кипения электролита.
Сульфаты свинца постоянно скапливаются на пластинах. Более активно разложение кислоты происходит при напряжении менее 11,9 В и выше 14,4/14,8 В. Залепленные сульфатами участки пластин не участвуют в реакции заряда и разряда. Это снижает общую емкость батареи и приводит к тому, что она неспособна выдать ток при подключении, скажем, стартера.
Для восстановления АКБ сульфатный слой необходимо растворить. Если выбрать правильное зарядное устройство для аккумулятора автомобиля, то сделать это – вопрос нескольких часов или дней. Сульфаты растворяются в ходе большого количества чередующихся циклов разряд-заряд при небольшом токе и напряжении.
Если ЗУ работает в режиме регенерации с напряжением выше 14,4 В (например, у Bosch C7 оно около 16,5 В), не пользуйтесь этой функцией. При таком напряжении сульфаты не растворяются, а отслаиваются, падая вниз. В дальнейшем происходит деформация сепараторов и замыкание пластин. Батарее с КЗ уже не помочь.
Под нагрузкой: возможность пуска двигателя
Класс пуско-зарядных приборов может как заряжать, так и запускать мотор, будучи подключенным к клеммам разряженного АКБ. По требованию прибор выдает около 300 А. Доплачивать стоит, если имеется гараж с розеткой и аккумуляторная батарея быстро разряжается, но при этом исправна.
Не «прикуривайте» авто от обычного ЗУ. При включении стартера оно сгорит.
Лампы или стрелки: контрольные приборы
Что толку от моргающей лампочки? Безусловно, если она дублируется табло времени окончания заряда или группой цветных светодиодов-индикаторов заряда, то замечаний никаких. Но профессионалы предпочитают устройства с вольтметром и амперметром. Они информативнее. При виде значений понятно, на какой стадии идет зарядка. Например, если ток упал ниже 1 А, процесс считается оконченным.

Особую ценность представляет индикатор ампер-часов. Следя за фактической емкостью, можно вовремя завершить как десульфатацию, так и подзарядку, избежав кипения электролита. Некоторые «hand-made» устройства требуют ввода показателя в A*h для автоматического расчета режимов зарядки батареи.
Нельзя недооценивать присутствие дополнительных индикаторов:
- Зарядка невозможна. Например, в ходе теста может быть выявлено, что АКБ не держит заряд или одна из банок замкнула. Ввиду наводнения рынка необслуживаемыми аккумуляторами, в перспективе функция может стать полезной.
- Переполюсовка. На перепутанные в спешке «крокодилы» внимание обращают не сразу. Помимо наличия иммунитета к подобным ошибкам неплохо бы дать знать, в чем причина отказа в обслуживании.
AGM и мороз: дополнительные режимы зарядки
В холодную погоду химические реакции замедляются. Если выбрать зарядное устройство с возможностью восстановления заряда АКБ при минусовых температурах, то вопрос повышения напряжения отпадет сам собой. Помимо этого, адаптированные к морозам модели имеют гибкие кабеля. Они не переламываются на холоде.
Полезные опции
Сложно представить процесс зарядки без так называемых «качелей». В народной транскрипции – это режим поддержания батареи в заряженном состоянии. ЗУ знает, какое напряжение должно быть на аккумуляторе в заряженном состоянии. Если разность потенциалов падает ниже нормы, ЗУ ведет подзарядку до 14,4-14,8 В и вновь отключается.
Еще из полезных функций:
- Тест на способность удерживать полученный заряд.
- Возможность обслуживания АКБ, присоединенного к бортовой сети.
- Работа в качестве блока питания.
- Защита от короткого замыкания.
- Распознавание переполюсовки.
- Предупреждение искрения.
Эксплуатационные важности
- Вопрос с основой уже не актуален. В 99% она будет автоматической с импульсными режимами. Тяжелые, но надежные трансформаторные модели уже ушли в историю.
- Оцените систему охлаждения по отзывам на форумах. Практически каждая поломка ЗУ связана с перегревом микросхемы. Наиболее болезненно к этому относятся питерские Орионы.
- Если машина ночует на улице вблизи розетки, выбирайте влагозащищенные приборы.

Оптимальные модели: какое зарядное устройство выбрать для современных АКБ с полным комплексом обслуживания
Основной шаг – определиться, хотите ли Вы программировать ток, напряжение и прочие параметры или желаете полностью положиться на электронный интеллект. Достойные изделия есть как среди «ручек», так и в классе «автоматов».
Рейтинг автоматических ЗУ
Для компенсации недозаряда при езде по городу и саморазряда при простое для АКБ до 80 А*ч вполне сойдут:
- Wester CB10.
- BL 1204.
Если Вы решили выбрать одно из этих двух зарядных устройств для автомобильного аккумулятора, будьте готовы к тому, что они не способны заряжать сильно разряженные батареи. При заманчивой цене 2 500-3 000 рублей они развивают не более 4А на выходе. Этого достаточно для профилактики, но не для восстановления.
Полноценные приборы представлены в нише от 4 000 рублей:
- Автоэлектрика Т-1051.
- Бережок-Авто.
- BL 1215.
- Wester CB15/СВ20.
Эти модели развивают ток около 6-15 А. Самодельный Бережок-Авто еще способен устранять мелкую сульфатацию пластин.
Для AGM рекомендуются комбайны, не выходящие за пределы 14,8 В и не вводящие батарею в режим терморазгона, когда активно выделяются газы. Отличный выбор – это один из продуктов:
- СТЕК.
- Optimate.
Bosch C3 и C7 доступнее, но автолюбители не рекомендуют их использовать для любых аккумуляторов. Эти ЗУ подходят только для подзарядки, но полностью восстановить АКБ они не способны. Да и кипятят внутренности данные модели изрядно, а это – прямой путь к разрушению пластин.
Рейтинг ручных ЗУ
Исключительно ручных вариантов в продаже нет. Есть полуавтоматы, которые позволяют задать предельный ток заряда и напряжение, но процессор вправе выдавать более низкие величины и поделить весь процесс на этапы.
Надежных программируемых зарядников с полноценными функциями десульфатации и разряда-заряда всего два:
- Кулон 912.
- Самодельное ЗУ от Сороки.

Кулон поддерживает управление по Wi-Fi. В приложении можно настроить ток, напряжение, параметры контрольно-тренировочных циклов. Топовый прибор от Сороки требует ввода емкости обслуживаемого АКБ, на основании которого рассчитываются характеристики зарядного процесса. По отзывам оба устройства способны поднимать «мертвые» батареи, из-за чего и высокая цена – около 10 000 рублей.
Осторожно, подделки
Озвученные модели подделок не имеют. Но, когда в выборе зарядного устройства для любого АКБ участвуют прочие российские изделия, риск нарваться на контрафакт есть. В 2012 году Рязанский «Оборонприбор» начал наводнять рынок приборами китайского происхождения, которые похожи на модели:
- Орион.
- Ника.
- Кедр.
- Тамбов.
На официальных сайтах компаний Орион и Ника приведены подробные различия между подделкой и оригиналом.








