Уже давно известно, что эксплуатационные возможности автоматических коробок передач во всём зависят от состояния трансмиссионной жидкости ATF. Более-менее опытные автовладельцы всегда следят за этим и, если нужно, своевременно проведут замену масла или фильтра в АКПП. Другой вопрос – его уровень. Если риск пониженного уровня понятен даже на интуитивном уровне, то положение с переливом уже вызывает разные толкования. Так что – разбираемся…
Как получается перелив?
Почему-то новички, думают, что недостаточный уровень масла в коробке АКПП наверняка опасен для трансмиссии. По-ихнему лучше залить в маслеца побольше, мол, от этого «каша не испортится». Но это в корне неверно, и чтобы избежать негативных последствий, давайте обсудим эту проблему.

Почему это происходит
Выполняя этапы технического обслуживания, в числе которых обязательно входит измерение уровня трансмиссионной жидкости ATF, автовладелец с удивлением обнаруживает, что показатель превышает норму. Происходит это в двух случаях:
- После добавления какого-то количества жидкости.
- После полной замены жидкости.
Важно понимать, что перелив масла, а стало быть превышение его уровня в коробке-автомат – опасно чуть ли вдвойне, чем недолив. Обычный итог такой ситуации – серьёзные поломки, которые могут закончиться капремонтом.
Последствия перелива трансмиссионной жидкости
У большей части «автоматов» избыток трансмиссионной жидкости ведёт к поломкам коробки, которые симптоматично проявляются в кодах ошибок, толчках при переключении передач или вовсе ударах трансмиссии. В остальное время она продолжает работать некоторое время без признаков уже существующей проблемы.

Побочные функции жидкости ATF
Такие опции жидкости как смазка, отвод тепла и продуктов эксплуатации весьма важны. Кроме этого жидкость выполняет ещё две функции:
- Процесс перевода крутящего момента в гидротрансформаторе.
- Обеспечивает работу клапанного узла, обеспечивающего переключение передач.
Именно поэтому проверка уровня масла в АКПП обязательна – иначе неполадки не заставят себя ждать.
Влияние повышенного уровня жидкости на работу автоматической коробки передач
Насколько перелив трансмиссионной жидкости влияет на функционал АКПП? В первую очередь, масло в работе существенно нагревается, его объём в этот же период увеличивается. Когда присутствует перелив, масляная композиция взбивается вращающимися деталями, пенится и со временем вызывает протечки через уплотнения.
Вспененная жидкость
Понятно, что уровень масла в АКПП должен быть в пределах нормы, иначе появится утечка. Но ведь есть и другие результаты перелива, которые влекут ещё больше негатива. Стоит упомянуть два случая, связанных со вспененной субстанцией:
- Для нормальной работы коробки передач давления вспененной жидкости будет не хватать – это приведёт к пробуксовке фрикционных компонентов и дефициту смазки во втулках и других узлах. Воздушные пузырьки на масляном щупе должны стать предупреждением о переливе и вспенивании жидкости ATF.
- Охлаждающие свойства субстанции с пузырьками воздуха снижаются причём весьма существенно. Излишне говорить, что это ведёт к плохому охлаждению и износу узлов коробки. Так что после прогрева трансмиссии также контролируйте уровень масла, если нужно – регулируйте.

Правильно замеряем уровень масла в коробке АКПП – базовые этапы
Проверка требует хорошего прогрева автомобиля, для чего нужно проехать минимум 10 км. Далее остаётся выполнить несколько простых пунктов:
- Оставить двигатель поработать на холостом ходу 3-5 минут.
- Пройтись селектором по режимам автоматической коробки, задерживаясь на каждом из них по 3 секунды.
- Заглушить двигатель, селектор установить в положение «P».
- Щуп извлечь и протереть, после чего вставить его до упора на пару секунд.
- Извлечь щуп и проверить уровень масла АКПП на горячую. Скорректировать показатель в зависимости от измерений.

Простые секреты
Имейте в виду, что по нормативам, вы должны наблюдать уровень жидкости между метками «HOT» и «COLD». Допустимо отклонение на 2-3 мм в сторону «HOT», но не более. На определённых моделях авто количество ATF производится по переливным трубкам.
У некоторых авто на щупе есть только одна метка. В таком случае её используют как ориентир. Иногда, например, в вариаторах на щупе есть цифры, уровень должен находиться на 8-10 мм от крайних значений.
Для моделей с необслуживаемой трансмиссией без измерительного щупа рекомендуется заливать тот же объём масла, который был слит ранее.
Для замены используйте ту жидкость, которая записана в техпаспорте автомобиля или трансмиссии. Альтернатива возможна, но только при условии полного соответствия допускам производителя АКПП.
Вывод
Критически важно избегать не только минимального уровня масла в коробке передач, но и его превышения, т.е. перелива. Поэтому внимательно изучайте руководство по эксплуатации авто и учитывайте особенности замены ATF.
Счастливого пути!








