Основой для создания кондиционирующей установки послужил бытовой холодильник. Уже в 30-е годы прошлого столетия климатическая установка предлагалась к монтажу на американский автомобиль Packard за 274 доллара. Это при стоимости авто в 700 условных единиц и при условии, что половина багажника станет недоступной для пользователя. Дело изменилось в 45-м: элементы системы свободно устраивались под капотом автомашин, но по-прежнему стоили дорого. Сейчас мы имеем доступное средство передвижения бюджет-сегмента с многофункциональной хладосистемой, за которой можно ухаживать самостоятельно.
- Холод, не уходи: как правильно обслуживать кондиционер в автомобиле своими руками
- Проверяем эффективность кондиционирования
- Чистим наружность
- Антибактериальная обработка из салона
- Жара, отступи: как правильно пользоваться установленным в автомобиле кондиционером жарким летом – подробный FAQ
- Подведем итоги
Холод, не уходи: как правильно обслуживать кондиционер в автомобиле своими руками
Для того чтобы вникнуть в суть обработки системы, нужно проанализировать план работ, которые предлагает провести СТО за 3 000 рублей:
- Базовый замер температуры в салоне с работающей установкой.
- Замена фильтрующего элемента.
- Проверка утечки хладагента и дозаправка системы.
- Очистка, дезинфекция, озонирование салона.
- Контрольный замер температуры.
Все операции, кроме дозаправки фреоном R134a, поддаются самостоятельному выполнению. Чтобы в дальнейшем легко решить вопрос, как правильно пользоваться кондиционером в автомобиле летом, стоит предварительно заехать в автомагазин. В корзину кладем салонный фильтр и антибактериальное средство. Все обойдется как минимум в 1 000 рублей. Зависит от модели ТС и крутизны препарата против бактерий.
Работа начинается после ознакомления с планом:
- Проверка работоспособности установки.
- Наружная чистка.
- Внутренние мероприятия.
Проверяем эффективность кондиционирования
Цель этапа – удостоверится в достаточной степени зарядки узла хладагентом. Процесс даже проще, чем процедура, как помыть двигатель снаружи своими силами. Он состоит из примитивных переходов:
- Запустить мотор.
- Активировать климатический контроль.
- Открыть капот.
- Взяться рукой за металлический трубопровод обратной магистрали. Он проложен из салона к компрессору и имеет внушительную толщину.
Симптомы отличаются, тогда дорога только в СТО. Там проверят герметичность замкнутого контура и давление в нем. Дозаправочная процедура стоит около 500 рублей.
Чистим наружность
Один из виновников низкой работоспособности климатической установки – конденсатор, смонтированный сразу же за решеткой радиатора, перед теплообменником охлаждения мотора. Он может быть забит. Эксплуатировать климатическую установку при таком положении дел не рекомендуется, как и в случае с перезаправленной системой. Дело в том, что резко возрастает нагрузка на трубопроводы, и в нагруженном месте может рвануть шланг.
Озадачиться целью, как обслуживать кондиционер в автомобиле, может как обитатель отдаленной деревни, так и житель мегаполиса. Здесь нет сложностей, связанных с поиском специальной площадки для проведения операции – все можно выполнить, не отходя от подъезда.
Чистка входа воздуха на первый взгляд сложна, но технология тривиальна:
- Снять поводки дворников.
- Демонтировать пластмассовую накладку основы ветрового стекла.
- Вычистить пространство под кожухом пылесосом и щеткой.
- Смочить ветошь в антибактериальном растворе (например, в хлоргексидине) и протереть все поверхности входной части.
- Снять фильтр салона.
- Распылить очиститель кондиционера в захватывающий воздух тракт. (Вентилятор системы обдува должен быть включен!).
- Собрать все обратно и заменить фильтрующую деталь.
Антибактериальная обработка из салона
Поступающий из установки воздух не должен иметь специфического запаха. Нельзя давать размножаться на поверхностях испарителя бактериям и грибкам, иначе это негативно скажется на здоровье экипажа. Второстепенно появится неприятный запах, напоминающий «аромат» от залежавшейся мокрой тряпки.
Существует два вида антибактериальных средств – пенные с длинной трубочкой и спреи, предназначенные для одноразового использования. Подобрать их не труднее, чем выбрать очистители салона для любого автомобиля.

Пенные составы применяются просто:
- Пустить мотор и закрыть окна.
- Запустить кондиционер на 10 минут.
- Через 10 минут выключить обдув (двигатель остается работать).
- В каждый дефлектор заправить пену до момента ее выхода из декоративной решетки. Трубку вставлять максимально глубоко.
- Подождать 10 минут.
- Включить климатическую установку в режиме рециркуляции на 10 минут. Температура охлаждения – минимальная.
Спреи проводят более эффективную работу по дезинфекции системы. Их применяют так:
- Демонтировать салонный фильтр.
- Закрыть окна.
- Включить мотор и климат-контроль в режиме Low, нажав кнопку рециркуляции.
- Поставить спрей на пол перед передним сидением и нажать на кнопку его активации.
- Подождать 10-15 минут.
Жара, отступи: как правильно пользоваться установленным в автомобиле кондиционером жарким летом – подробный FAQ
Климатическую систему автомобиля обслужили. Все функционирует исправно. Только этого в сильную жару оказывается мало. Возникает примитивный на первый взгляд вопрос, как же эффективно эксплуатировать охладительный агрегат. И действительно, хоть «кондер» и похож на холодильник, но рекомендации к использованию имеет все же свои.
Совет по теме, как наиболее правильно пользоваться заводским кондиционером в автомобиле летом, таков:
- Проветрить авто, открыв двери/окна на 10 минут.
- Закрыть двери и окна.
- Включить кондиционирующий узел на «единичку», задав среднюю температуру.
- Через 5 минут перевести температуру на минимальную, а вентилятор – в положение «2».
Стараясь эффективно охладить салон авто, стоит принимать во внимание такие аспекты:
- Производительность «климата» возрастает при движении транспортного средства.
- Направлять на стекла холодный воздух запрещено. Могут треснуть.
- Желая быстро охладить внутреннее пространство, стоит активировать внутреннюю рециркуляцию.
- Шторки всех воздуховодов должны быть открыты.
Комфортная температура для экипажа: 20-22°C. Это общая рекомендация. Не рекомендуется забывать и частную: в салоне должно быть ниже, чем за бортом максимум на 10°C. Еще один совет – не эксплуатировать климатическую систему на максимуме длительное время: вредно для здоровья.
Подведем итоги
Эффективно использовать кондиционер в жару – это:
- Охладить салон, открыв двери и окна.
- Начать холодить воздух с минимальных оборотов работы вентилятора и средней температуры, постепенно загоняя крутилку Temperature в минимум, а обороты пропеллера – в максимум. На время охлаждения активировать рециркуляцию, а в процессе поддержания микроклимата она функционировать не должна.
- Поддерживать температуру на 10°C ниже климата окружающей среды.
Задача, как обслуживать смонтированный на автомобиле кондиционер, предполагает несколько вариантов решений:
- Диагностика давления хладагента в системе осязательным путем.
- Наружная очистка входа в отопитель и конденсатора узла кондиционирования воздуха.
- Салонная профилактика от образования грибков и бактерий с помощью пенных очистителей или спреев.
При этом стоит иметь в виду:
- Дренажные каналы должны быть чистыми.
- Шкив компрессора не должен гудеть.
- Дозаправка фреоном производится не позднее 3 лет – интенсивность зависит от пробега.
- Заправочные штуцеры магистралей должны быть закрыты колпачками или, на худой конец, изолентой.











