Для чего и как прогревать АКПП зимой – тонкости процесса

Эксплуатация

Никто не станет спорить, что корректная работоспособность и долговечность трансмиссии зависят от выполнения правил её эксплуатации. В то же время большинство автолюбителей считают, что достаточно проверить уровень масла в АКПП и вовремя менять жидкость ATF – и этого будет достаточно. Но в действительности безаварийная работа автомата зависит не только от простых сервисных операций. Будет полезно, например, поговорить о том, как прогреть коробку автомат в зимних условиях.

Зачем прогрев автоматической коробки передач зимой – сторонники и противники

Большое количество подвижных элементов внутри автомата требуют смазки и охлаждения, что и обеспечивается с помощью трансмиссионной жидкости. В зимний период её температура намного ниже эксплуатационных норм, а это отрицательно влияет на технические характеристики масла.

Вязкостные параметры ATF также претерпевают изменения. Поэтому автопроизводители рекомендуют разобраться, как прогревать коробку автомат зимой, и только потом начинать движение.

как правильно прогреть акпп зимой

Сторонники прогрева

Вопрос прогрева, даже учитывая советы конструкторов и мастеров по ремонту, до сих пор остаётся открытым. Когда читаешь на форумах мнения различных автовладельцев, можно встретить как поклонников прогрева, так и его противников.

По моему мнению есть резон в холодную погоду включить режим «D» или «R» на пару минут, а остальные передачи, перебирая, фиксировать каждую на 20-30 секунд, в зависимости от температуры воздуха. Разумеется, такие операции не способствуют экономии топлива. Но считаю, что это единственный метод для разжижения и прогрева жидкости ATF.

Опытные водители, особенно владеющие старенькими авто, скажут вам ещё одну вещь. Если предварительно не сделать прогрев автоматической коробки зимой, то гарантированно получите в пути и рывки, и толчки. Однако после пробега 5-10 км эти явления исчезают – ATF за это время оптимально разогреется.

Но насколько такой пробег «на холодную» повлияет на детали трансмиссии – вопрос. Так что решайте: экономить топливо или собирать на ремонт агрегата.

прогрев автоматической коробки передач зимой

Противники прогрева

В этой секте своя точка зрения: современное масло для автомата – это синтетика, которая при снижении температуры не теряет свои свойства. Это объясняется тем, что в жидкости есть все нужные присадки для стабильной текучести и вязкости.

Иными словами, современная ATF – абсолютная синтетика, которая не замерзает, а после холодного запуска АКПП трансмиссия сразу готова к нагрузкам. Такие рассуждения верны только отчасти – если масло заменили недавно. Практические исследования доказывают два интересных факта:

  1. Зимой трансмиссионная жидкость не замерзает.
  2. На морозе у любой ATF меняется вязкость. Если она более-менее свежая, то вязкость снизится немного, но жидкость, которая прошла 30 тыс. км, загустеет более активно.
Михаил Первушин
Михаил Первушин
Автолюбитель со стажем
Бесспорно, что против прогрева выступают прежде всего владельцы автомобилей с небольшим пробегом, где трансмиссия и жидкость новые. Они не ощущают никакой разницы между прогретой и холодной АКПП – никаких дёрганий при переключении передач.

Как прогревать коробку автомат зимой – тонкости процесса

Подведём итоги. Если вы желаете сохранить работоспособность автоматической трансмиссии, выход один – прогревать. Собственно, это же правило в полной мере относится и к мотору.

Отметим некоторые нюансы, которые связаны с прогревом коробки. Существует несколько моделей охлаждения жидкости автомата:

  • Если в наличии есть теплообменник, антифриз из системы охлаждения ДВС передаёт своё тепло жидкости ATF. Мотор прогревается быстрее и способствует интенсивному прогреву АКПП.
  • Если же у коробки имеется собственный масляный радиатор, не входящий в систему охлаждения двигателя, – прогрева масла не будет от слова «совсем». То есть, оставляя авто работать на ХХ, вы не прогреете автомат.

как прогревать коробку автомат зимой
Отсюда важно понять, что качественно прогреть автомат в зимнее время получится только под нагрузкой, включая передачу. Причина в том, что крутящий момент в гидротрансформаторе передаётся при помощи трансмиссионной жидкости. При работе гидротрансформатора на неподвижной машине при включенной скорости всё тепло от мотора идёт на нагрев масла.

Алгоритм процесса и сколько нужно прогревать автомат зимой

Как гласят рекомендации, прогрев АКПП состоит из поочерёдного включения каждой передачи на неподвижной машине. Иными словами, авто стоит обездвиженная на месте, без каких-либо рывков, тормозная педаль нажата. Более развёрнуто:

  • Селектор передач в положении «P», запускаем мотор.
  • Прогреваем двигатель, следя за температурой нагрева, пока он не прогреется до рабочего состояния.
  • Нажимаем педаль тормоза и поочерёдно включаем R-N-D-1-2. Вы спросите, а сколько нужно прогревать автомат зимой, здесь ответ прост – каждую скорость фиксируйте на 30-60 секунд, учитывая окружающую температуру.
Пётр Семёнович
Пётр Семёнович
Инженер-механик по ремонту автомобилей
Если на улице около -5°C – включаем каждую скорость примерно на 10-15 секунд. Потом трогаемся с места на скорости не более 50 км/ч, без всяких ускорений. Считается, что полный прогрев трансмиссии будет уже через 10 км пробега.

Когда окружающий воздух остыл до +15°C, греем прежде всего мотор около 10-15 минут. Тепло в это время от двигателя передаётся к АКПП. Затем включаем каждую передачу с задержкой на каждой по 30-60 секунд.

Здорово не усердствуйте – нет смысла держать по несколько минут каждую скорость включённой. Повторять включение по несколько раз тоже нецелесообразно. Учтите – большинство автопроизводителей советуют греть АКПП особенно, когда на улице сильный мороз.

А если не греть коробку автомат?

Допустим, вы забили на все рекомендации и начали движение, что может произойти? Во-первых, есть вероятность, что давление масла упадёт, особенно, если жидкость старая. А уж если фильтр коробки давно не менялся, то дела совсем плохи. Вязкое и загрязнённое ATF будет очень медленно пробираться через забитый фильтрующий элемент. В итоге при холодной жидкости АКПП будет дёргаться или буксовать.

Во-вторых, есть большая вероятность износа муфт и соленоидов. Сопутствующая неприятность может всплыть в виде повреждения уплотнений, что устраняется, но довольно болезненно для вашего кошелька. Так что прогревайте автоматические коробки, друзья, прогревайте!

Оцените статью
sevcabel-ksb.ru
Добавить комментарий