Никто не станет спорить, что корректная работоспособность и долговечность трансмиссии зависят от выполнения правил её эксплуатации. В то же время большинство автолюбителей считают, что достаточно проверить уровень масла в АКПП и вовремя менять жидкость ATF – и этого будет достаточно. Но в действительности безаварийная работа автомата зависит не только от простых сервисных операций. Будет полезно, например, поговорить о том, как прогреть коробку автомат в зимних условиях.
Зачем прогрев автоматической коробки передач зимой – сторонники и противники
Большое количество подвижных элементов внутри автомата требуют смазки и охлаждения, что и обеспечивается с помощью трансмиссионной жидкости. В зимний период её температура намного ниже эксплуатационных норм, а это отрицательно влияет на технические характеристики масла.
Вязкостные параметры ATF также претерпевают изменения. Поэтому автопроизводители рекомендуют разобраться, как прогревать коробку автомат зимой, и только потом начинать движение.

Сторонники прогрева
Вопрос прогрева, даже учитывая советы конструкторов и мастеров по ремонту, до сих пор остаётся открытым. Когда читаешь на форумах мнения различных автовладельцев, можно встретить как поклонников прогрева, так и его противников.
По моему мнению есть резон в холодную погоду включить режим «D» или «R» на пару минут, а остальные передачи, перебирая, фиксировать каждую на 20-30 секунд, в зависимости от температуры воздуха. Разумеется, такие операции не способствуют экономии топлива. Но считаю, что это единственный метод для разжижения и прогрева жидкости ATF.
Опытные водители, особенно владеющие старенькими авто, скажут вам ещё одну вещь. Если предварительно не сделать прогрев автоматической коробки зимой, то гарантированно получите в пути и рывки, и толчки. Однако после пробега 5-10 км эти явления исчезают – ATF за это время оптимально разогреется.
Но насколько такой пробег «на холодную» повлияет на детали трансмиссии – вопрос. Так что решайте: экономить топливо или собирать на ремонт агрегата.

Противники прогрева
В этой секте своя точка зрения: современное масло для автомата – это синтетика, которая при снижении температуры не теряет свои свойства. Это объясняется тем, что в жидкости есть все нужные присадки для стабильной текучести и вязкости.
Иными словами, современная ATF – абсолютная синтетика, которая не замерзает, а после холодного запуска АКПП трансмиссия сразу готова к нагрузкам. Такие рассуждения верны только отчасти – если масло заменили недавно. Практические исследования доказывают два интересных факта:
- Зимой трансмиссионная жидкость не замерзает.
- На морозе у любой ATF меняется вязкость. Если она более-менее свежая, то вязкость снизится немного, но жидкость, которая прошла 30 тыс. км, загустеет более активно.
Как прогревать коробку автомат зимой – тонкости процесса
Подведём итоги. Если вы желаете сохранить работоспособность автоматической трансмиссии, выход один – прогревать. Собственно, это же правило в полной мере относится и к мотору.
Отметим некоторые нюансы, которые связаны с прогревом коробки. Существует несколько моделей охлаждения жидкости автомата:
- Если в наличии есть теплообменник, антифриз из системы охлаждения ДВС передаёт своё тепло жидкости ATF. Мотор прогревается быстрее и способствует интенсивному прогреву АКПП.
- Если же у коробки имеется собственный масляный радиатор, не входящий в систему охлаждения двигателя, – прогрева масла не будет от слова «совсем». То есть, оставляя авто работать на ХХ, вы не прогреете автомат.

Отсюда важно понять, что качественно прогреть автомат в зимнее время получится только под нагрузкой, включая передачу. Причина в том, что крутящий момент в гидротрансформаторе передаётся при помощи трансмиссионной жидкости. При работе гидротрансформатора на неподвижной машине при включенной скорости всё тепло от мотора идёт на нагрев масла.
Алгоритм процесса и сколько нужно прогревать автомат зимой
Как гласят рекомендации, прогрев АКПП состоит из поочерёдного включения каждой передачи на неподвижной машине. Иными словами, авто стоит обездвиженная на месте, без каких-либо рывков, тормозная педаль нажата. Более развёрнуто:
- Селектор передач в положении «P», запускаем мотор.
- Прогреваем двигатель, следя за температурой нагрева, пока он не прогреется до рабочего состояния.
- Нажимаем педаль тормоза и поочерёдно включаем R-N-D-1-2. Вы спросите, а сколько нужно прогревать автомат зимой, здесь ответ прост – каждую скорость фиксируйте на 30-60 секунд, учитывая окружающую температуру.
Когда окружающий воздух остыл до +15°C, греем прежде всего мотор около 10-15 минут. Тепло в это время от двигателя передаётся к АКПП. Затем включаем каждую передачу с задержкой на каждой по 30-60 секунд.
Здорово не усердствуйте – нет смысла держать по несколько минут каждую скорость включённой. Повторять включение по несколько раз тоже нецелесообразно. Учтите – большинство автопроизводителей советуют греть АКПП особенно, когда на улице сильный мороз.
А если не греть коробку автомат?
Допустим, вы забили на все рекомендации и начали движение, что может произойти? Во-первых, есть вероятность, что давление масла упадёт, особенно, если жидкость старая. А уж если фильтр коробки давно не менялся, то дела совсем плохи. Вязкое и загрязнённое ATF будет очень медленно пробираться через забитый фильтрующий элемент. В итоге при холодной жидкости АКПП будет дёргаться или буксовать.
Во-вторых, есть большая вероятность износа муфт и соленоидов. Сопутствующая неприятность может всплыть в виде повреждения уплотнений, что устраняется, но довольно болезненно для вашего кошелька. Так что прогревайте автоматические коробки, друзья, прогревайте!








