Системе охлаждения двигателя отводится важная участь. Ведь неважное охлаждение приводит к перегреву мотора, читай, значительной статье финансовых затрат. Симптомов тому масса – от растущих показаний датчика температуры охлаждающей жидкости до элементарного кипения антифриза в бачке. Что заставляет тосол бурлить в закрытом бачке – рассказывает sevcabel-ksb.ru.
Кипит или бурлит: симптомы вскипания антифриза
Бурлить и кипеть – это не одно и то же. Антифриз начинает кипеть при достижении им температуры вскипания, что в рабочей системе под давлением имеет место после 100 градусов Цельсия. А бурлить может даже холодная жидкость на стадии прогрева мотора, когда его температура еще далека от рабочей.
Будучи неосведомленными о данной разнице, владельцы лихорадочно начинают менять прокладки ГБЦ и искать трещины в блоке цилиндров. На деле же все гораздо проще: именно воздушная пробка заставляет антифриз бурлить на холодном двигателе. Причиной тому могут стать течи ОЖ или неграмотная замена тосола. Чаще всего воздух скапливается в печке и одним из способов его удаления оттуда является пожмакивание патрубков вручную.
Почему тосол вскипает
Итак, температура близка к 100 градусов Цельсия и антифриз начинает закипать. Это верный симптом отсутствия давления в системе охлаждения. Под давлением паров жидкость вскипает позже, нежели при атмосферном давлении. Граница вскипания исправной системы находится примерно за пределами красной зоны, забегать в которую настоятельно не рекомендуется.

Неисправная крышка расширительного бачка (радиатора)
Давление в системе охлаждения мотора может сравняться с атмосферным по двум причинам:
- Неисправен клапан в пробке расширительного бачка или в пробке радиатора (зависит от конструкции системы охлаждения). Клапан регулирует давление в системе.
- Имеются течи в местах соединения патрубков или пробит радиатор.
Изучив конструкцию крышки расширительного бачка, становится понятным, что клапан может заклинить как в открытом, так и в закрытом положении. В открытом положении антифриз будет вскипать раньше положенного (при рабочей температуре мотора). В закрытом положении наблюдается несколько иная реакция: антифриз в бачке быстро поднимается и проливается наружу.
Встречаются ситуации и такого плана: тосол кипит и выливается после остановки мотора. При этом дополнительно может наблюдаться следующий факт: при оборотах свыше 3 000 об/мин стрелка датчика температуры на приборной панели плавно падает, а при снижении оборотов стрелка возвращается на место. В этом случае замена крышки на заведомо исправную разрешает проблему.

Заклинил термостат или неисправен вентилятор радиатора
Вполне возможно, что давление в системе в норме и антифриз кипит, потому что действительно достиг температуры кипения. Причина №1 – нарушение циркуляции жидкости по большому кругу (через радиатор). Это случается из-за неполного открытия термостата ввиду неисправности. Причина №2 – перегрев мотора. Виной тому вентилятор охлаждения, который не включился вблизи красной зоны, и привел к вскипанию тосола.
Проблемы в механической части
В числе серьезных причин – пробитая прокладка ГБЦ. Выхлопные газы из цилиндров попадают в систему охлаждения, в результате чего антифриз бурлит в бачке даже на холодную. Отличительной особенностью этого случая является попадание тосола в маслосистему, отчего, во-первых, повышается уровень ОЖ, во-вторых – в картере не масло, а масляная эмульсия. Белый дым из выхлопной трубы и запах отработанных газов в бачке – еще два признака пробитой прокладки ГБЦ.
Если имеется ГБО, стоит осмотреть мембрану редуктора. Особняком стоят следующие факторы:
- Раковины на ГБЦ, являющиеся следствием плохой шлифовки.
- Трещины в цилиндрах, соединяющие рубашку охлаждения блока с камерой сгорания.
Случай из мастерской
Не все знают, что тосол бурлит на холодную в 90% случаев по одной причине – воздушная пробка. Остальные 10% – за пробитой прокладкой ГБЦ, когда жидкость бурлит ввиду попадания газов в систему охлаждения. Наш пациент приехал на ВАЗ 2170 с проблемой следующего характера: антифриз бурлит + печка не греет.

Из мероприятий самостоятельного характера предприняты следующие:
- Выполнена диагностика термостата: оба патрубка на прогретом двигателе теплые.
- Почищен радиатор.
- Заменена пробка расширительного бачка.
- Система охлаждения проверена на предмет отсутствия течей.
- Выполнена внутренняя чистка системы охлаждения.
- Заменена прокладка ГБЦ.
- Проверена плоскостность ГБЦ.
В итоге причиной стала воздушная пробка, которая образовалась в радиаторе салонного отопителя. Вариант лечения выбран дедовский – пожмакать патрубки вручную, выгнав пробку в патрубки.








