На всём протяжении эксплуатации автомобиля смазочные и технические жидкости играют важную роль. От них зависит как работа ДВС, так и долговечность узлов и агрегатов. Между тем, любые жидкости склонны к протечкам. Поэтому давайте разберёмся, в чём заключаются причины, как обнаружить и ликвидировать течь.
- Следим за моторным маслом
- Факторы контроля
- Распространённые причины утечки масла в автомобиле
- Охлаждающая жидкость
- Общие симптомы утечки ОЖ
- Распространённые места утечек и способы их устранения
- Профилактика утечек антифриза
- Тормозная жидкость
- Основные причины утечек тормозной жидкости
- Профилактика и обслуживание
- Автомобильные смазочные и технические жидкости — определяем место протечки
Следим за моторным маслом
Если не говорить о топливе, то остаётся упомянуть о моторном масле – важнейшем элементе в системе смазки автомобиля. Благодаря ему вращающиеся компоненты двигателя работают долго и плавно, несмотря на экстремальные условия.
Любые смазочные и технические автомобильные жидкости имеют определённый срок эксплуатации. Что касается масла, то здесь у каждого производителя свой регламент замены жидкости. В целом, интервал составляет 15 000 км пробега или единожды в год.
Факторы контроля
Практически у всех авто есть масляный щуп в моторном отсеке, с его помощью мы моментально узнаем уровень масла. Но делать это правильно выждав после выключения мотора 10-15 минут. Оптимальный уровень находится между метками «Min» и «Max». Если уровень ниже минимума, то есть смысл подумать о протечке либо неполадках ДВС.

Внешний вид масла даст полную картину состояния узлов и деталей мотора, а также укажет на его возможные неисправности. Например, частица металла на щупе говорят о серьёзном износе, который находится в критической стадии. Или, взять, низкое давление того же масла, – оно указывает на износ уплотнений или маслонасоса.
Цвет моторного масла также является индикатором:
- Жёлтый или янтарный – мотор в идеальном состоянии.
- Молочный – охлаждающая жидкость в масле, повод осмотреть двигатель на предмет герметичности прокладок.
- Тёмный вплоть до чёрного – нужна замена масла, даже если рабочий интервал не пройден.
Распространённые причины утечки масла в автомобиле
- Неисправность масляного фильтра ДВС. Если есть следы ржавчины на корпусе или повреждено уплотнительное кольцо, то замены фильтра не избежать.
- Повреждение пробки для слива масла в картере. Уплотнение или саму пробку стоит заменить при каждой замене масла, но не всегда это правило соблюдается.
- Порыв прокладки клапанной крышки. Учитывая условия эксплуатации, ресурс прокладки крайне ограничен. Обнаружить неисправность просто – протечки масла видны снаружи на блоке цилиндров. На тыльной стороне мотора потёки можно увидеть при помощи зеркала.
- Забито отверстие вентиляции картера. Засор может стать причиной избыточного давления в ДВС, а стало быть, масло будет искать выход. Проверка вентиляции выполняется просто – при работающем на ХХ моторе открутите крышку заливной горловины. Небольшое давление указывает на нормальную работу вентиляции картера.

- Порыв прокладки ГБЦ. Техническая жидкость может попасть как в камеру сгорания, так и в систему охлаждения или на блок цилиндров.
- Повреждение уплотнений коленвала или распредвала. Масляные потёки около коробки передач или в передней части двигателя говорят именно об дефекте этих уплотнений.
- Треснувший датчик давления масла. В основном его изготавливают из пластика, который в процессе эксплуатации растрескивается и даёт течь.
- Треснула ГБЦ. Редкая поломка, но, тем не менее, её стоит учитывать.
В целях профилактики важно вовремя чистить шланг вентиляции картера и клапаны. Превышение рабочего давления приводит к порыву прокладок и утечке масла.
Охлаждающая жидкость
Процессы сгорания и трения в двигателе сопровождается выделением некоторого количества тепла. Антифриз отводит тепло и рассеивает при помощи радиатора. Оптимальный уровень ОЖ предотвращает перегрев ДВС.
Не забывайте, что антифриз в процессе работы расширяется, поэтому его уровень меняется. Установить точный уровень и заменить ОЖ можно только на остывшем авто.
Многие машины оборудованы датчиком ОЖ, который подаёт сигнал на приборную панель при низком уровне. Обращайте внимание на такие сигналы.
Общие симптомы утечки ОЖ
- Сладкий запах антифриза.
- Перегрев двигателя.
- Лужи под машиной.
- Низкий уровень охлаждающей жидкости.
Распространённые места утечек и способы их устранения
- Шланги системы охлаждения. Со временем шланги могут становиться хрупкими и трескаться, особенно в местах крепления. В этом случае нужно заменить старые шланги и хомуты.
- Термостат. Обычно он находится в верхней части двигателя, но в некоторых моделях может быть установлен внизу. Утечки часто возникают в месте крепления термостата. Решение – замена прокладки корпуса или всего узла.
- Сердечник нагревателя. Находится под приборной панелью рядом с вентилятором системы вентиляции. При утечке охлаждающая жидкость может появляться на полу салона. Замена сердечника требует значительного демонтажа интерьера и может быть дорогостоящей.

- Радиатор. Коррозия и износ радиатора могут вызывать утечки. В этом случае необходима замена радиатора.
- Прокладка головки блока цилиндров. Повреждения прокладки могут привести к смешиванию масла и охлаждающей жидкости, что вызывает серьёзные поломки двигателя. Необходима немедленная замена прокладки.
- Водяной насос. Обеспечивает циркуляцию ОЖ по системе. Часто утечки возникают в месте соединения шланга. Замена насоса или шланга решит проблему.
Профилактика утечек антифриза
Регулярное ТО и своевременная замена охлаждающей жидкости помогут предотвратить утечки и защитить систему охлаждения от коррозии. Старая охлаждающая жидкость может закиснуть и начать разъедать алюминиевые элементы радиатора.
Тормозная жидкость
Тормозная жидкость играет ключевую роль в современных автомобилях с гидравлической системой торможения. Со временем она впитывает влагу, что может привести к коррозии тормозных магистралей и возникновению утечек, вызывающих «мягкость» педали тормоза и неправильную работу тормозов.
Основные причины утечек тормозной жидкости
- Поврежденный бачок главного тормозного цилиндра. Бачок из пластика со временем может стать хрупким из-за теплового воздействия, что приводит к трещинам и утечкам по задней части двигателя.
- Неисправное уплотнение поршня. Поршень, находящийся в главном цилиндре, суппорте дискового тормоза или цилиндре барабанного тормоза, имеет уплотнения, которые могут изнашиваться и повреждаться, что приводит к утечкам.
- Изношенные тормозные колодки и диски. Износ тормозных колодок, дисков, накладок и барабанов может привести к чрезмерному растяжению поршня суппорта или колесного цилиндра, что в свою очередь повреждает уплотнения и вызывает утечки.

- Поврежденные тормозные магистрали и шланги. Тормозные магистрали и шланги со временем могут ржаветь, разрываться и повреждаться, что приводит к утечкам тормозной жидкости.
- Поврежденный или незакрепленный спускной клапан. Каждый тормозной суппорт или барабан имеет спускной клапан, который используется для удаления воздуха из системы. Повреждение или ослабление этого клапана может вызвать утечку тормозной жидкости.
- Неисправный модуль ABS. Уплотнения в насосе ABS могут изнашиваться со временем, что приводит к утечкам тормозной жидкости.
Профилактика и обслуживание
Состояние ТЖ необходимо проверять не реже одного раза в два года и заменять каждые 60 тысяч километров пробега.
Автомобильные смазочные и технические жидкости — определяем место протечки
Любая утечка рано или поздно появится на асфальте. По расположению лужи, по вязкости, цвету и другим качествам вы сможете самостоятельно определить, какая из жидкостей вылилась, и где искать неисправность.

Например, если под авто обнаружилась коричневая скользкая лужица, более скользкая, чем моторное масло, то это, скорее всего, тормозная жидкость. Учтите – это самая опасная протечка, из-за которой тормоза в один момент откажут, что приведёт к аварии.








