Опытный автомобилист, когда уже закроет машину, завсегда обернётся поглядеть на неё напоследок. Думаете зачем? Нет, это не сентиментальные чувства или символический взгляд на прощанье. Речь здесь идёт о контроле состояния автомобильной подвески, а именно, о пружинах. Что же с ними может быть?
Для чего нужны пружины?

Очевидно, что одна из их задач — обеспечение комфортных условий при поездке. Вторая функция пружин подвески автомобиля заключается в стабилизации кузова относительно трассы.
Для обеспечения плавности хода и управляемости одного упругого элемента будет недостаточно. Поэтому в паре с ним ставят амортизатор, который будет гасить колебания кузова и обеспечивать эффективное сцепление с дорогой.

Ещё одна функция пружин — компенсация нагрузок при транспортировке людей или грузов. Поэтому расчёт характеристик упругих элементов очень важен, ведь любая неточность серьёзно повлияет на эксплуатационные параметры детали и машины в целом. От этого зависит грузоподъёмность, комфорт и управляемость автотранспорта.
Как определить просевшую пружину подвески автомобиля
В основном этот вопрос волнует владельцев подержанных автомобилей. Коррозия пружинного механизма возможна в любом случае, хотя поломка от этого происходит не так часто. И всё же она постепенно снижает прочность и жёсткость пружины. Разумеется, в совсем запущенном состоянии она может сломаться, но даже новичок гораздо раньше заметит неполадки со своим авто:
- Полностью загрузить машину не получается, если раньше можно было усадить салон друзей и забить багажник грузом, то сейчас подвеску будет “пробивать” на кочках. Это говорит о том, что жёсткость пружин уже не та, что раньше, и стабилизировать кузов им уже сложно.
- Машину может перекосить, что заметно визуально. Возможно просядет задняя или передняя часть кузова, возможно — правая или левая сторона, а возможно, что всё сразу. Такое не заметить весьма сложно.
- В процессе торможения авто начинает заметно “клевать” носом. Здесь есть резон провести диагностику ходовой части, так как подобные симптомы показывают изношенные амортизаторы. Ну, и разумеется, потребуется замена пружин подвески на автомашине.

Дополнительные факторы
Досадно, что появление коррозии и микротрещин на спирали способствуют её саморазрушению: витки трутся между собой, делая сталь еще тоньше. Из-за этого пружина быстро выйдет из строя, особенно если она переменной жёсткости.
Если вы не доверяете своим глазам, проверить уровень положения кузова довольно просто:
- Установить авто на горизонтальную площадку.
- Измерить линейкой расстояние от края покрышки или диска до кромки крыла. И справа, и слева оно должно быть одинаковым. Если расстояние разное, то с просевшей стороны нужна замена упругого элемента.
Сломанную пружину не заметить сложно — отломанный виток в процессе эксплуатации стучит, а момент перелома знаменуется громким щелчком. Бывают случаи, когда при поломке передней пружины слышен треск при повороте колёс. Звук напоминает шум от рассыпавшегося опорного подшипника стойки, только громче.
Нужна ли замена пружин подвески или можно подождать?
Поломанную деталь придётся заменить, ремонт здесь бесполезен. Другое дело просевшие пружины — их ещё можно какое-то время поэксплуатировать, установив специальные проставки. Решение, мягко говоря, сомнительное, но как временный выход вполне подойдёт, только учтите два пункта:
- Если автомашина эксплуатируется с максимальной загрузкой, проставки даже рекомендованы.
- Ехать на порожней машине с проставками не слишком комфортно — плавность хода снижается, а в отдельных случаях можно и управляемость потерять на плохой дороге.

Проставки и автобаферы
Сегодня это модный гаджет, это тоже проставка, только ставят автобафер между витками. Принцип их работы различен, монтаж — также. Чтобы смонтировать проставки, нужно провести ряд трудоёмких процессов, а установка автобаферов на пружины — довольно-таки лёгкая операция. Но и минусов у последних больше:
- Амортизация становится намного жёстче, о плавности хода говорить не приходится.
- Кузов удастся приподнять, но это единственное преимущество.
Проставка не изменяет параметров самой пружины, но ограничивает работу амортизатора. Это не критично в случае с просевшими витками, так как возвращает кузов на прежний уровень. Управлять машиной на большой скорости будет сложнее, но как вариант восстановления дорожного просвета вполне приемлем.

Рекомендовать проставки или автобаферы сложно, но одно ясно — ездить на уставших пружинах ещё хуже, поскольку от этого страдают амортизаторы. Им приходится отрабатывать удары, которые бы взяли на себя новые пружинные спирали. Кроме того:
- Когда у передней пружины отлетел верхний виток, он обычно вылетает из опорного подшипника и может повредить изнутри арку крыла. Разумеется, скрежет и шум гарантированы.
- Если лопнула задняя пружина подвески, то она также будет греметь в чашке кузова.
Принципы замены
Замена должна быть парной, причём в паре необходимы одинаковые пружины. Монтаж разных деталей не обрадует владельца. Даже у одного производителя, если он относится к бюджетным производствам, они могут быть с разными характеристиками.
Можно ли увеличить срок службы пружин?
Здесь всё просто — не перегружаем автомобиль и изредка моем снизу. По поводу пользы мойки ещё можно поспорить, а насчёт перегруза однозначно — он быстро выводит из строя пружинные элементы. В случае неизбежности перегрузов можно порекомендовать поставить более жёсткие пружины или установить проставки.
Собственно, ресурс у пружин вполне продолжительный. Они запросто работают при соблюдении норм эксплуатации лет десять. За это время обычно меняют один раз амортизаторы, а вот при второй замене стоит поменять пружины, потому что они подустали. В противном случае могут поломаться и новые амортизаторы.








