Мотор крепится к кузову в определенных точках, через резинометаллические или гидравлические опоры. Опоры или, как часто их называют, подушки двигателя предназначены для ограничения колебаний силовой установки в подкапотном пространстве и уменьшения вибраций, передаваемых от мотора кузову. С возрастом эти узлы закономерно выходят из строя, о чем говорят малоприятные симптомы. О признаках неисправностей подушек двигателя и рекомендациях по их диагностике сегодня рассказывает редакция sevcabel-ksb.ru.
Общеизвестные принципы диагностики

Бюджетные автомобили комплектуются резинометаллическими подушками, представляющими собой металлическую втулку, в которую впрессован сайлентблок. Если речь идет про переднюю и заднюю опору, то это может быть стрела с двумя запрессованными сайлетблоками. К слову, опор у двигателя может быть три и более.
Классический вариант выявления неисправности – пассивный. Львиная доля водителей дожидается, пока появятся отчетливые отклонения от нормы: сильные и постоянные вибрации по кузову. В случае с гидроопорами – еще и потеки гидравлической жидкости.
Остальные предпочитают руководствоваться собственным зрением и осязанием. Резинометаллические опоры осматриваются на предмет отсутствия трещин в резине и металле. Боковые подушки проверяют, прикладывая руку к той части, которая крепится к кузову. Если на ней есть вибрации, а в сайлентблоках отчетливо просматриваются трещины, то опоры подлежат замене. Новичкам разъясним: легкую вибрацию не стоит путать явлением, когда двигатель дергается по различным причинам.

Щепетильная диагностика: признаки неисправностей подушек двигателя
Кто не сталкивался с тем, что на очередном светофоре первая передача не включается и чтобы ее задействовать, сначала приходится включать вторую, а уж потом – первую. Между тем, это свидетельствует далеко не о неисправностях с коробкой. Проблема как раз таки в подушках.
Отказ первой передачи включаться – это лишь один из симптомов приближающейся кончины опор двигателя. Существует еще несколько предпосылок:
- На морозе при прогреве в салоне наблюдается низкочастотный гул, хотя серьезных вибраций нет. Ощущение такое, словно мотор лежит на лонжероне.
- В результате сравнения уровня вибраций с аналогичным автомобилем, на неисправной машине вибраций будет заметно больше, при чем ощущаться они будут даже на сидении.

- Туго включаются передачи. Кроме «отказа» первой, могут туго перемещаться вторая и третья.
- Гул на крейсерских загородных скоростях достигается раньше, а его величина ощущается сильнее. Если, скажем, на исправных опорах ощутимые вибрации появляются после 3 500 об/мин, то неисправных – уже на 3 000 об/мин.
- Доносящийся из подкапотного пространства странный звук, похожий на тиканье часов.

Это перечень малозаметных симптомов неисправных подушек двигателя. Для получения полноценных данных о неполадке, необходимо дополнить наблюдения экспериментом с попеременным перемещением двигателя.
На автомобиле с механической коробкой передач для этого достаточно включить передачу и потолкать машину взад-вперед, следя за колебаниями мотора. На транспортном средстве с автоматической коробкой передач дело обстоит несколько сложнее. Необходимо привлечь помощника, открыть капот и выполнить ряд действий:
- Запустить мотор.
- Нажав на педаль тормоза, перевести селектор в режим «R».
- Поднять обороты двигателя до 1 500 об/мин, и резко отпустить педаль газа.
- Повторить действия в режиме «D».
Наблюдатель должен руководствоваться следующими критериями:
- При повышении оборотов двигатель «напрягается» и отклоняется в сторону на угол около 10 градусов. В режиме «R» отклонение происходит в одну сторону, в «D» — в противоположную. Если в какую-то из сторон мотор наклоняется сильнее, то подушки неисправны.
- После сброса газа, силовая установка должна плавно вернутся в исходное положение. Если наблюдается резкий возврат и толчки, то опоры двигателя неисправны.
Если предстоит демонтаж двигателя, который крепится к кузову через резинометаллические опоры, резонно проверить их исправность по следующему признаку: на пригодных к эксплуатации подушках металлический штырь не качается отдельно от резинки – опора перемещается сообща. Касательно гидравлических подушек следует отметить еще два симптома неисправности:

- Расстояние между шайбой крепления и рамой (кузовом) ощутимо превышает норму в 1,5-2 см.
- Мембрана на шайбе вздута. На исправной подушке она втянута внутрь.
Особенности процедуры замены опор мотора
К подушкам необходимо обеспечить свободный доступ, поэтому помимо гаечных ключей понадобится еще и добротный домкрат. Перечень мероприятий по замене дефектной подушки рассмотрим на примере резинометаллического изделия:
- Ослабляем гайку крепления подушки к кузову.
- Домкратим двигатель и вынимаем болт.
- Откручиваем и снимаем неисправную опору.
- Ставим новую, затягиваем.
- Домкратим двигатель, вставляем болт крепления подушки.
- Затягиваем болт и опускаем мотор.

Если вибрация после установки новых подушек наоборот усилилась на прогретой и запущенной машине, то опоры нуждаются в центровке. Для этого необходимо ослабить все болты крепления подушек и затягивать их равномерно до тех пор, пока вибрация не исчезнет.
Что наблюдаем после замены подушек двигателя
Установив новые оригинальные опоры силовой установки, мы закономерно ощущаем значительно меньший уровень вибраций. И не только! После ремонта передачи включаются четче, комфорт передвижения на грунтовой дороге ощутимо повышается, а двигатель становится на 1-3 см выше. А вот колебания рычага механической коробки передач уходят не всегда.








