Конструктив машин с механической коробкой передач объединяет одна особенность: в ногах у водителя не две педали, а три. Крайняя левая педаль управляет сцеплением, механизмом, связывающим коробку передач и двигатель. Усилие от педали к вилке сцепления может передаваться как тросиком, так и гидравлической системой. Определитесь с типом привода, и смело следуйте путеводителю поиска причин западающей педали фрикционной муфты.
Проблемы с приводом
Чаще всего западание педали связано с неисправностью привода сцепления. В случае с тросиком – это его обрыв, случающийся в районе наконечника. При наличии гидравлической связи – неполадки с главным или рабочим цилиндрами либо с самой системой.
С тросом все просто: открыли капот, устремили взгляд в район коробки передач, увидели болтающийся трос, заменили и спокойно двигаетесь далее. Замена тросика не требует архисложных навыков: достаточно демонтировать наконечник старого троса при помощи гаечных ключей, вывести тросик из педали сцепления и установить новый в обратной последовательности, отрегулировав ход педали сцепления. Настройка производится регулировочной гайкой, которая находится на наконечнике. После наладки она фиксируется контргайкой. Ориентир – педаль сцепления должна стоять вровень с тормозной.
С гидроприводом несколько сложнее. Педаль может провалиться при наличии воздуха в гидросистеме. В этом случае не прокачав ее, двигаться дальше обычным способом не получится. Быть может, что в исполнительном или главном цилиндрах изношены поршни или манжеты. Отличительной особенностью неполадки с главным тормозным цилиндром является откат системы в рабочее состояние, если педаль сцепления нажимать резко.

Ежели при нажатии на педаль раздался щелчок, и появилось заедание, то дело в возвратной пружине педали – она треснула. При таком раскладе проблем с возвратом ножного рычага, как правило, нет, и движение можно продолжить. Замена пружинки не требует особых навыков: лишь в определенных случаях потребуется отсоединить тросик.
Неполадки со сцеплением
Неисправности в механизме сцепления также влияют на характер хода педали и ее положение. Это касается вилки и ведомого диска, конструктивно важных единиц фрикционной муфты. Устранение неисправности здесь требует комплексного вмешательства, поэтому без гаража или СТО не обойтись.
Так поломка вилки из-за трещины и прочих дефектов приводит к уходу педали вниз и ее мягкому ходу. А перед этим педаль сцепления имеет тугой ход, причины которого мы разбирали на примере Hyundai Solaris и Lada Granta. Точно такой же результат наблюдается при неисправностях ведомого диска, как-то деформации или механические повреждения.
Экстренные способы доставки автомобиля со сломанным сцеплением до места ремонта
Не в каждом багажнике найдется тросик или аппаратура для прокачки гидросистемы. Да и сам механизм сцепления своими руками не каждый способен отремонтировать. Вариантов доставки транспортного средства к месту ремонта не так уж и много – это эвакуатор либо «на галстуке». Впрочем, есть один прием, позволяющий добраться своим ходом.
Идея самостоятельного передвижения с неисправным сцеплением состоит в использовании лишь одной передачи:
- Прогрейте мотор и заглушите его.
- Включите первую передачу.
- Заводите двигатель и в то же время поддавайте газу, чтобы он не заглох, и автомобиль начнет движение вперед.

Опытный водитель могут воспользоваться второй передачей. Она позволит передвигаться быстрее. Весь маршрут должен быть построен исходя из того, что используется лишь одна передача. Перебирать скорости без сцепления травмоопасно для коробки – шестерни моментально выходят из строя.
Исходя из аспектов аварийного передвижения, маршрут необходимо строить так, чтобы остановок было минимум. Для этого следует предпочесть главную дорогу, минимум светофоров, поворотов и пешеходных переходов. Приближаясь к перекресткам со светофором, замедляйтесь или ускоряйтесь заранее, чтобы не пришлось останавливаться. Нельзя забывать и о следующем:
- Если неисправность застала по пути в гору, то шансы тронуться с первой передачи малы. Лучше отдать предпочтение эвакуатору или буксиру.
- Передвигайтесь с включенной аварийной сигнализацией.
- Держитесь крайней правой полосы.








