В то время, как экономисты скандируют о рекордной сумме, потраченной россиянами на новые машины за очередной, теперь уже 2019 год, стагнация авторынка продолжается. Цифры в отчетах финансистов выросли из-за повышения цен на автомобили: крупные скачки зафиксированы после увеличения НДС, свою лепту внесла инфляция. Покупательская способность же уверенно шагает вниз – в среднем спрос на «новье» упал на 3%. Между тем дилеры предупреждают, что в 2020 году рост цен продолжится. Впрочем, уже в новогодние праздники почти все компании подняли цены на 8-10%. На фоне наметившегося кризиса доля продаж кроссоверов и многих автомобилей B-класса растет. Но как обстоят дела с такими авто, но купленными тремя годами ранее, учитывая, что рост продаж на вторичке составил +5,4%? Ведь в этом году наступает пик ликвидного сбыта моделей 2016-2017 годов выпуска.
Как выглядит популярный трехлетний автомобиль в России
Накануне Нового Года в редакцию sevcabel-ksb.ru попал очередной номер автожурнала «За рулем». В череде познавательного и интересного материала особое внимание привлекла статья «популярные «трехлетки», пищей для которой послужила аналитика от «Автостата» и результаты исследований специалистов «Правильная цена». Аналитики обрисовали конфигурацию автомобилей, пользующихся высоким спросом на рынке подержанных авто в двух сегментах: массовом и премиум.
Оценивали по наиболее востребованным характеристикам: тип кузова, параметры двигателя, коробка и привод. В массовом секторе обозначилась следующая тенденция:
- Первое место – переднеприводный седан с механической коробкой передач. Мощность – от 100 до 149 л.с., суммарный объем – от 1,0 до 2,0 литров.
- Второе место – тот же автомобиль, что и в лидерах, только с автоматической коробкой передач.
- Третье место – аналог лидера, но с меньшей мощностью: до 100 л.с.
89% успешных сделок на «вторичке» в масс-сегменте поделены между седанами (46,3%), кроссоверами (35,4%) и хетчбэками (7,3%). По шасси первенство за механикой (61,6%) и передним приводом (71,3%). Высокий процент ликвидности – за седанами с беспроблемными моторами мощностью 100…149 л.с. (61,5 %).

Что же касается премиум-рынка, то особым почтением здесь пользуются полноприводные SUV. А именно комплекция бензиновый мотор (3,0…4,0 литра, 200…249 л.с.) + АКПП, на которую приходится 22,1% всех продаж по «б/у премиуму». С отставанием в 12,4% идет такой же кроссовер, но с бензомотором меньшего литража: 2,0…3,0 л. Примерно те же 9% сделок приходятся на дизель-версии SUV с двигателем 150…199 л.с. и объемом 2,0…3,0 литра + АКПП.
В отличие от масс-сектора, здесь львиная доля покупок приходится на трехлетние SUV (69,2%). Седаны и купе – в хвосте: по 21,6% и 4,1% соответственно. Приоритеты в структуре шасси так же несколько иные: АКПП (98,6%) + полный привод (74,2%). Выгоднее всего расходятся популярные модели с двигателями мощностью 200…249 л.с. (38%) и 150…199 л.с. (36%).
Какие автомобили теряют в цене меньше всех
Статистика изменения цен на машины ежегодно фиксируется в ходе исследования «Residual value», которое проводит Автостат. Результаты разводятся по двум группам: Standart и Premium. Это работа глобального охвата. В активе и ежегодная узкоспециализированная аналитика, как то: динамика изменения стоимости на кроссоверы с пробегом, на основании которой составляется рейтинг, история снижения стоимости автомобиля по годам и пр.
Легковые авто
Для каждого класса традиционно выделены три модели, меньше всех теряющие в цене за три года. Обзор по масс-сегменту представлен в таблице.
| Класс | Место в рейтинге | Марка и модель | Сохранность стоимости, % |
| B | 1 | Renault Sandero | 85,5 |
| 2 | Hyundai Solaris | 85,1 | |
| 3 | Kia Rio | 84,5 | |
| C | 1 | Hyundai Elantra | 82,5 |
| 2 | Mazda 3 | 82,3 | |
| 3 | Kia Cerato | 80,7 | |
| D | 1 | Toyota Camry | 84,0 |
| 2 | Mazda 6 | 83,9 | |
| 3 | Kia Optima | 83,3 |

Изучение спроса на легковые авто коммерческого сектора показало, что выгодней всего сбыть Volkswagen Caddy, Lada Largus и Kia Soul. Их стоимость по окончанию 36 месяцев составляет от первоначальной 87%, 82% и 80% соответственно. В условиях, когда российский потребитель ориентирован на седаны и кроссоверы, продать пикап – задача не из простых. Впрочем, цифры твердят совершенно обратное: Toyota Hilux сохраняет 90,2% вложенной суммы, Mitsubishi L200 – 82,9%, а УАЗ Пикап – 70,5%.
Что до премиума, то его представители удешевляются быстрее. Падение цен на устойчивые предложения классов C, D и E в среднем составляет от 70 до 80%. Выгодней всего продать Mercedes C-Class, Mercedes CLA-Class и Lexus ES. Немногим больше придется скинуть владельцам Audi A3, A7, Infiniti Q50 и Mercedes-Benz CLS-Class.

Кроссоверы
Не так давно агентство «Автостат» выделило семерку популярных паркетников среди россиян и проанализировало их остаточную стоимость на третий год владения. Выяснилось, что львиная доля спроса приходится на SUV в нише от 1-1,5 млн. рублей, а самый популярный кроссовер, в который выгоднее всего вкладывать – Toyota RAV4.
Конкурентные преимущества, как-то уровень комплектации, структура шасси и различные плюшки от производителя (увеличенная гарантия, рестайлинг, смена поколения и пр.) способны внести существенную поправку в статистику. В почете монопривод, «автомат» и сравнительно простые комплектации с необходимым минимумом. Но речь не об этом. Удивление вызывает тот факт, что Volkswagen Tiguan, некогда конкурирующий с фаворитом класса Toyota RAV4, занял последнюю ступень, а корейцы обогнали Mitsubishi Outlander и Nissan X-Trail.

Заслуги Тигуана объясняются неважным отношением к «роботу» и турбомотору, а также сменой поколения в далеком 2016 году. Outlander и X-Trail получили рестайлинговые версии, что автоматом подкосило цены на рынке б/у автомобилей. А фееричный успех Kia Sportage обусловлен пятилетней гарантией.
Говоря о породистых представителях класса, следует отметить одну положительную тенденцию. Потеря стоимости между массовым сегментом кроссоверов и линейкой премиум-SUV не так велика, как между седанами. Например, лидеры Porsche Macan и Audi Q7 сохраняют 82% от первоначальной цены. Совсем рядом Porsche Cayenne, Lexus NX и GX (79-81%). Менее выгодно сбывать Audi Q3, Land Rover Range Rover Evoque и Infiniti QX50 (74-76%).








